Мы продолжаем проводить подготовительные беседы с волонтёрами, на которых добровольцы узнают основные особенности работы с детьми (в том числе с ОВЗ/инвалидностью), методы взаимодействия и вовлечения их в интерактивную деятельность, нормы этикета клоунов, принятых в «Академию улыбок».
Одним из методов психологической помощи детям, используемых больничными клоунами, является куклотерапия. На встречах со студентами Елена Евгеньевна Бердюгина, педагог-психолог проекта, уделяет особое внимание изучению «тряпичных помощников».
Рассказываем, почему:
Кукла – это не просто удивительный реквизит в умелых руках. Это инструмент, раскрывающий образ клоуна и реализовывающий его творческую фантазию. Она помогает ребёнку справиться с негативными эмоциями, восстановить душевное равновесие, проработать внутренние комплексы, страхи, боль и многое другое.
Как говорится:
«Куклы могут многое – и учить, и лечить,
Но только, если попадают в добрые руки!»
Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в ней возникает у большинства детей, а иногда она сохраняется и у подростков. Это не обязательно «дочка» или «сынок». Это партнёр по общению во всех его проявлениях.
Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.
Для больничной куклотерапии мы используем пальчиковые и перчаточные куклы. Образ куклы может быть любой –животное, сказочный герой или другое. Кукла на руке больничного клоуна, выступающая для ребёнка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. Ему становится интересно такое взаимодействие. Они помогают вызывать положительные эмоции и постепенно ослаблять нервное напряжение у детей.
В чём заключается задача волонтёра?
В том, чтобы понять особенности предмета, исследовать все его свойства. Ведь пальчиковые и перчаточные куклы сродни партнёру. Их нужно почувствовать, оживить, раскрыть его возможности и подумать:
Что можно сделать с предметом?
Как его трансформировать?
Может это не карандаш, а усы?
Может это не носок, а змея?
И соответственно этому изменить отношение к предмету. Поэтому изучение куклотерапии не такое уж и лёгкое занятие, как кажется на первый взгляд. Это навык, которые нужно регулярно тренировать и практиковать.
Проект «Академия улыбок. Новые горизонты» реализуется при поддержке Фонда Президентских Грантов.