Вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены на заседании Совета по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, который состоялся 30 августа 2019. Директор Фонда социальных проектов «Территория милосердия» Икаева Анна Вадимовна приняла участие в заседании Совета.
«Образование для таких ребят – это не только возможность раскрыть свой потенциал, но и реальный способ интегрироваться в общество, получить профессию и быть востребованными, – отметил Губернатор Александр Бурков. – Мы должны создавать детям, нуждающимся в особой заботе, все условия для обучения. И речь не только о школах, но и о техникумах, вузах».
Для определения образовательного маршрута особенных детей в регионе функционирует трехуровневая модель сопровождения: 2 центральных и 40 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Создана универсальная региональная модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей. Расширена сеть негосударственных организаций, осуществляющих раннюю медико-социальную и психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Организована система повышения квалификации специалистов по вопросам оказания услуг в этой сфере.
В настоящий момент региональная система ранней помощи представлена сетью типовых служб ранней помощи и консультативно-диагностических пунктов на базе учреждений разных ведомств и организационных форм, и созданным единым региональным ресурсным центром, координирующим их деятельность. Разрабатывается комплекс мероприятий «дорожная карта» по внедрению в 2019 – 2022 годах межведомственной модели ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
В рамках совместного с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей» опыт работы Омской области по формированию системы ранней помощи был представлен в Москве на научно-практической конференции, посвящённой изучению эффективных региональных практик, получил положительную оценку экспертов и рекомендован к тиражированию в субъектах Российской Федерации.
Из общего количества детей, обучающихся в школах региона в текущем учебном году, 4% – дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Более чем в 2/3 муниципальных общеобразовательных учреждениях созданы специальные условия для обучения особенных детей. Из областной казны местным бюджетам выделяются субсидии на создание архитектурной доступности и приобретение специального оборудования для качественного образования детей-инвалидов. В 95 школах действует 469 классов компенсирующей направленности. Сеть коррекционных школ представлена 22 организациями. Индивидуально на дому обучаются 644 ребенка. Интегрированно получают образование около 1,5 тыс. детей.
По программам профессионального обучения в колледжах Омской области получают профессию 536 студентов с различными нарушениями в здоровье. По всем формам обучения в вузах и колледжах получают образование 640 студентов. В 2019 году Министерством образования подписано соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету Омской области на создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ОВЗ. Деньги будут направлены на разработку и закупку образовательных программ, программного обеспечения для инклюзивного профессионального образования, переподготовку педагогических кадров, оснащение специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов, с применением дистанционных образовательных технологий. Планируется создание регионального ресурсного учебно-методического центра на базе Омского колледжа профессиональных технологий.
Вместе с тем, Губернатор обеспокоен показателями роста количества особенных детей. Сегодня всё детское население Омской области составляет 418,8 тысячи человек. Первый заместитель Министра образования Инна Елецкая сообщила на заседании Совета, что 2% из них - дети с инвалидностью, 3,3 процента – дети с ограниченными возможностями здоровья. По данным регионального Минздрава, тенденции небольшого, но роста этих показателей, наблюдаются практически в каждом из российских регионов и стране в целом. Одна из самых распространённых причин - врождённые патологии.
Александр Бурков поручил Минздраву проработать вопросы усиления службы прeнатальной диагностики оборудованием и специалистами. Результаты во многом определяются возможностью использования всех современных перинатальных технологий, наличием современного типового перинатального центра. Омской областью подана заявка на реконструкцию городского клинического перинатального центра. Узконаправленность специалистов и высокий класс оборудования повысят эффективность скрининга. На это нацелены национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография». Для улучшения демографии и увеличения продолжительности жизни критически важно наличие современной материально-технической базы здравоохранения и учреждений, оснащенных по последнему слову техники.
«Необходима более глубокая пренатальная диагностика. Специалистам нужно уделять больше внимания наблюдению за развитием будущих малышей в предродовой период. Проанализируйте ситуацию и дайте предложения, в том числе, где в ускоренном порядке необходимо приобретать диагностическое оборудование, в том числе в центральных районных больницах», - отметил Александр Бурков.
На заседании отмечена важность для ранней диагностики патологий своевременной постановки будущих мам на учёт по беременности в женских консультациях. Всё ещё случаются ситуации, когда пациентка заявляет о себе только с наступлением родового периода. В Омской области даже введена специальная мера социальной поддержки женщинам, вставшим на учёт по беременности на ранней стадии, выплата в 2 тысячи рублей.
На заседании Совета по делам инвалидов рассмотрен отчёт регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об исполнении федеральных полномочий по обеспечению граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением, а также вопрос создания доступной среды в территориальных органах Пенсионного фонда.